Группа «Звездочка» МДОУ «Детский сад комбинированного вида №183» г. Саратов.

Консультация для родителей: « Развитие логического мышления дошкольников – залог успешного обучения в школе »

 Одной из наиболее актуальных проблем в дошкольной педагогике является проблема подготовки детей к школе. Ежегодно первого сентября школы распахивают свои двери перед самыми маленькими учениками — первоклашками. Возникает вопрос, а готов ли ребёнок к новому этапу своей жизни? Сможет ли успешно овладеть знаниями?

Каждый год проводя, диагностику подготовительных к школе групп я заметила, что некоторые дети плохо мыслят логически, затрудняются анализировать, сравнивать, делать умозаключения.

А логическое мышление-залог успеха. Логические мысли помогают детям выстраивать четкую картину происходящего, понимать и оценивать вещи и явления.

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.

Выделяют три вида мышления:

Наглядно-действенное. Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.

Наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления предметов, явлений.

Словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.

Логика-это рассуждение. Логическое мышление-способность рассуждать. А как развить логическое мышление, что для этого нужно? Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Именно игры способны увлечь ребенка и добиться успеха.

Занятия на развитие логики принесут свои плоды в школе. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал, и в следствии чего учеба окажется приятным и захватывающим процессом.

Что же такое логические игры? Как в них играть?

1.Самым доступным материалом являются счетные палочки. С помощь их ребенок будет лучше ориентироваться в пространстве, логически мыслить

А сейчас я предлагаю поиграть. Я читаю стихотворение, а вы с соответствием текста выкладываете палочки.

Мы 6 палочек возьмем, и построим новый дом.

Если 2 переложить, в доме том не смогут жить.

Он уже не дом, а флаг. Кто сумеет сделать так?

Захотелось покопать - надо палочку убрать и переложить другую. Так лопатку получу я. А у вас она готова?

Передвинем палку снова, а внизу одну возьмем и в коробку уберем. Вышел стульчик. Отдыхайте!

Сколько палочек? Считайте! Их четыре! Ножки вы раздвиньте шире,

Спинку надо положить - будет стул столом служить!

2.Словесные задачки или задачки для ума. Предлагаю вам подумать и дать правильный ответ.

· Сколько конфет лежит в пустой вазе?

· Коля шел в лес. Ему навстречу попались 3 охотника. У каждого их них было по ружью. В каждом ружье по два патрона. Сколько человек шло в лес?

· Марина и Таня пили разные соки яблочный и виноградный. Марина не пила яблонный сок. Какой сок пила Таня?

· Сок можно есть ложкой. (Да, если он замороженный)

· Мороженое можно выпить. (Да, если оно растает)

· Снег бывает только зимой. (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой — например, на полюсах)

· По воде можно ходить. (Да, если она замерзнет)

· Все птицы летают. (Не все, есть птицы, которые не летают, например: курица, индюк, страус, киви, пингвин)

· Стоят два барана. Один смотрит налево, другой направо. Видят ли они друг друга?

· На сосне растет 5 яблок. Одно яблоко упало. Сколько яблок осталось расти на сосне?

· Послушай рассказ об утенке: «Как-то на лужайке подошла к утенку коза. «Ой, какой же ты маленький», — сказала она утенку. Утенок отбежал от козы и слышит, — в траве жук жужжит: «Ого, какой большой утенок!». Утенок призадумался: «Большой я или маленький?» Помоги утенку ответить на этот вопрос.

· Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут будут варить 2 яйца?

· На ветке сидели 3 птички. Две птички улетели. Сколько птичек улетело?

· Вова проснулся утром и увидел в окно голубое небо, яркое солнышко. Он удивленно воскликнул: «Мама, а совсем недавно был сильный дождь!». А теперь ответь на вопрос: «Как Вова догадался, что был дождь, ведь он в это время крепко спал?»

· Саша одевался, чтобы пойти в школу. Мама подошла к закрытому окну, посмотрела на улицу и сказала: »Какой сильный ветер! Одевайся потеплей». Ответь на вопрос: «Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь окно закрыто?».

· На улице дул сильный ветер и шел дождь. Саша сидел в комнате и смотрел картинки в книжках. Ему хотелось гулять, а в такую погоду не погуляешь. В комнату вошел папа, подошел к окну, посмотрел в него и сказал: «Какой сильный дождь! Но скоро он кончится, собирайся гулять». Ответь на вопрос: «Как папа узнал, что дождь скоро кончится?».

3.Загадки

Определение загадки: загадка-это краткое описание предмета или явления, заключающее в себе замысловатую задачу.

· Три брата бегут по одной дорожке:1 впереди,2 позади. Эти двое бегут, но переднего догнать не могут. (велосипед)

· 4 крыла, а не бабочка. Крыльями машет, а не с места. (ветряная мельница)

· 5 братьев: годами равные, а ростом разные.(пальцы)

-чтобы научить детей отгадывать загадки, надо наблюдать выделять признаки предметов, сравнивать и анализировать.

4.Логические игры.

· ИГРА «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ» Эта игра развивает способность к обобщению и абстрактному мышлению. Вы называете группы слов, объединенных по общему признаку, и просите ребенка назвать их одним словом.

Примеры заданий:

Дом, сарай, хижина, небоскреб» (здание);

Брат, сестра, бабушка, тетя, папа» (родственники) ;

Карандаш, тетрадь, бумага, ручка, альбом для рисования» (канцтовары);

Поезд, велосипед, самолет, автомобиль, корабль» (транспорт);

Игорь, Сергей, Иван, Кирилл» (мужские имена);

Вишня, клубника, смородина, крыжовник, арбуз» (ягоды);

Стол, кровать, шкаф, стул, кресло» (мебель).

· ИГРА «АССОЦИАЦИЯ».

У каждого человека с раннего детства формируются свои ассоциативные представления о предметах и явлениях. Это своеобразный ключ к пониманию типа мышления. В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета.

Объясните ребенку задание следующим образом: «Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще ряд других, которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись».

Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок обосновывает свои ответы, а вы помогайте ему выделять существенные признаки.

Примеры заданий:

Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра);

Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги);

Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать);

Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).

· ИГРА «ДОРИСУЙ ФИГУРУ»

Вам понадобится тетрадь в клеточку и хорошо заточенный карандаш. На листе проведите ось и относительно нее по клеточкам нарисуйте половину какой-нибудь фигуры (елка, дом, человек). Попросите ребенка дорисовать вторую половину. Как показывает практика, далеко не всегда дети понимают это задание и дорисовывают фигуру в «вольном стиле».

· ИГРА «ВЫЛОЖИ ПО ПАМЯТИ». Детям предлагается образец схематичного изображения предмета. Затем убирается. Дети из палочек выкладывают по памяти изображение (либо рисуют его карандашами). Игры-головоломки. Направлены на развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления. Для игры необходимы счетные палочки по15-20 штук на каждого ребёнка. Следует также развивать умение у ребенка сначала продумывать свои действия, а потом их осуществлять. По мере накопления детьми опыта в решении подобных задач методом вначале «проб и ошибок», затем мысленно практического плана, дети все меньше допускают ошибки.

· ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ БАБОЧКИ» Данное задание развивает ориентировку на плоскости, развивает внимание, сообразительность. Каждому ребенку дается карточка, расчерченная на 4 пронумерованных квадрата и фишка-бабочка. Педагог говорит детям, а дети выполняют задания: «Ситуация: бабочка находится в левом верхнем квадрате . Передвигаем фишки направо , вниз , вверх, налево , вниз ,направо СТОП ! Бабочка должна находиться в клетке № 4».

Игра «Чем похожи и чем отличаются? », игра «Подбери пару к слову», Игра «Что это? Кто это? », игра «Разложи картинки по группам», игра «Закрой лишнюю картинку», Задание «Нарисуй и зачеркни», Игра «Подбери парную картинку» и т.д.

5.Упражнения на развитие умения анализировать (сравнивать, обобщать)

· Упражнение  «Третий лишний»

Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существующих признаков.

· Яблоко, вишня, помидор.

· Час, килограмм, минута.

· Козленок, корова, теленок.

· Шапка, шарф, кепка.

· Мыло, веник, мочалка.

· Карандаш, стакан, ложка.

· Кастрюля, сумка, чемодан.

· Колбаса, молоко, молоток.

· Телевизор, холодильник, диван.

· Кошка, собака, волк.

· Упражнение«Смысловой ряд»

Какое будет четвертое слово:

· Лиса — нора, медведь — ... (берлога)

· Больница — лечение, школа —.... (обучение)

· Сахар — сладкий, лимон — ... (кислый)

· Рыба — вода, птица — ... (небо)

· Утка — утенок, курица — ... (цыпленок)

· Птицы — перья, звери — ... (шерсть)

· Осень -—зима, дождь — ... (снег)

· Кастрюля — половник, тарелка — ... (ложка)

· Куртка — замок, шуба — ... (пуговица)

· Тепло — вода, морозно — ... (лед)

· Упражнение«Путаница»

Что ты должен положить в свой портфель (ранец)?

Таким образом, можно сделать вывод, развивающие упражнения, игра являются эффективным средством математического и сенсорного развития детей дошкольного возраста, что в дальнейшем помогает развитию логического мышления. Ведь играя, ребенок испытывает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Развивая логическое мышление у дошкольников, мы должны помнить, что высокий уровень сформированности основных операций логики- залог успешного овладения школьной программы и дальнейшего развития личности.

9 декабря 2019 в 20:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.