Группа «Звездочка» МДОУ «Детский сад комбинированного вида №183» г. Саратов.

«Звучащие слова»

4d7a357b7517d63f14ec4bf82a30b034.jpg

Звучащие слова....Детей дошкольного возраста необходимо знакомить детей с такими понятиями как «звук», «слог», «слово», а также с тем, что все слова состоят из звуков и звучать могут по-разному и одинаково. Звуки идут друг за другом, образуя слова, разные по длине и звучанию. А также звуки бывают мягкими и твердыми.

К 2-м годам ребенок в норме различает все звуки на слух, может говорить.  К 5-6 годам ребенок различает все звуки речи на слух и в произношении, если этого не происходит, это свидетельствует о недоразвитии фонетико-фонематических процессов.

Фонематическое восприятие – это способность выделять конкретный звук из слова, определять количество и последовательность звуков, слогов в слове, слов в предложении.

Фонетический и фонематический слух начинают развиваться очень рано, опережая в своем развитии самостоятельную речь ребенка. Самостоятельно он не развивается, и все знания усваиваются только в процессе обучения.

Если речевой слух ребенка недоразвит, то он неспособен проконтролировать правильность произношения звуков, как самого себя, так и окружающих.

Если речевой слух ребенка недоразвит и не были созданы условия для формирования звукослогового анализа, то в школе у ребенка наблюдаются стойкие нарушения чтения и письма, затруднения в обучении письменной речи.

Как же можно проверить уровень развития фонематического слуха у своего ребенка?

Можно использовать следующие задания:

1. хлопни в ладоши, когда услышишь слово отличное от других:

лама, лама, лапа, лама

лампа, кампа, лампа, лампа

колобок, колобок, коробок, колобок

бок, бок, сок, бок

коса, коза, коса, коса

рассвет, расцвет, рассвет, рассвет

сытый, шитый, сытый, сытый

гора, гора, кора, гора

голос, колос, голос, голос

2. повтори за мной:  ка-ва-та,  па-та-ка, па-ма-ха…

3. хлопни в ладоши, когда услышишь звук: ш (с,с,с,ш,с,ш,с,с,с)

Если ребенок все задания выполнил правильно, то урлвень развития фонематического слуха у него достаточно высок. Если же с какими-либо заданиями он не справился, значит с ребенком необходимо заниматься.

Рекомендуется использовать следующие упражнения:

Послушай внимательно и скажи, какое слово я произнесла (по звукам)

Д.   О.    М /    К.    О.   Т/     У.    Т.    К.    А/

Буква потерялась

…ЫБА, …ОТ, …ЫМ, …КНО, …АК, …ТОЛ, …ТУЛ …

Какими звуками отличаются слова:

Кот-рот, коса-коза, ложка-мошка, мишка- мышка, зайка-майка,

уточка-удочка, дочка-почка, крыша-крыса, бочка-кочка,

мишка-миска, дом-том…

 

На какой звук начинаются слова?

Вода, мука, сода, самолет, шапка, чашка, щетка, лампа

На какой звук оканчиваются слова?

Сон, шум, класс, камыш, грач…


«Цепочка слов»

назови такое следующее слово, чтобы оно начиналось на

последний звук предыдущего слова.

Кот – торт – тарелка  – арбуз – зонтик – клюква…

 

Похожи или нет слова по звучанию?

Мышка-миска, корова-лошадь, пол-гол, миска-киска, рак-мак,

тетрадь-дождь, день-пень, том-ком

 

Кто больше назовет слов с одинаковым окончанием (рифмой)?

Ночка-бочка-дочка-кочка....

Рука-лука-мука...

 По очереди называем длинные и короткие слова:

Сын – самовар – дуб – вертолет – морс - фотоаппарат…

 

 Назови игрушки в названии которых есть звук «С»

Сом, сок, сахар, кокос… (аналогично на другие звуки)

 

Повтори скороговорки:

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Во дворе -трава, на траве-дрова

Не руби дрова на траве двора.

17 октября 2022 в 15:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.